By using our site, you agree to our collection of information through the use of cookies. To learn more, view our Privacy Policy. To browse Academia. Ekaterina Rybakova.
Риторика: Практикум
Аннотация: Статья посвящена одному из важнейших видов смыслового творчества человеческого интеллекта — метафоре, являющейся специфическим средством отображения реальности и формирования другого, психологически, этически и эстетически значимого содержания. Материалом для анализа избрана мифология, в которой впервые в истории человеческого мышления начал применяться приём метафоризации. Анализируются структура метафоры, особенности составляющих её компонентов, своеобразие гносеологических и логических отношений между ними, парадоксальность этих отношений. Особое внимание уделяется метафоричности мифических образов и сюжетов. Описываются особенности динамики и логики двух основных этапов в генезисе метафор — этапа их конструирования и этапа истолкования. Определяющими подходами при исследовании метафор являются когнитивно-информационный, эволюционно-эпистемологический и номологический, ориентирующий на поиск определённых закономерностей и специфической логики процесса метафоризации.
К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. Метафоры, сказочные и фантазийные образы в терапевтической практике используют специалисты самых разных теоретических ориентаций. В интегративной гипнотерапии они помогают выделить присущие человеку модели поведения, открыть в себе новые состояния, увидеть связи и переходы между ними — и тем самым снять жесткие рамки привычного поведения. Эта книга посвящена языку терапии, особенностям диалога между терапевтом и клиентом. Откомментированные фрагменты терапевтических сеансов иллюстрируют теоретические положения метода. Книга будет полезна практикующим психологам, психотерапевтам, специалистам, ведущим терапевтические и тренинговые группы, а также тем, кто в них обучается.
Обращение к работам Л. Выготского позволяет увидеть возможности дальнейшего развития некоторых идей современной психолингвистики, в частности теории когнитивной метафоры, что определяется наличием общих оснований в понимании процесса формирования понятий. Говоря об онтогенезе мышления, Выготский рассматривал житейские понятия как этап формирования научных понятий. Он отмечал, что житейские и научные понятия имеют разный генез, разную структуру, разные принципы функционирования, однако это не препятствует их глубокой взаимосвязи и взаимовлиянию. Житейские понятия представляют собой один из вариантов мышления в комплексах, предполагающий объединение элементов по конкретным ситуативным признакам. Результаты исследований показывают, что подобное «нелогичное» объединение предметов является своего рода универсалией.